Мост соединит Керченский полуостров Крыма с Таманским полуостровом Краснодарского края через остров Тузла и обеспечит бесперебойное транспортное сообщение Крыма с материковой частью России.

Мост через пролив соединит Керченский полуостров Крыма с Таманским полуостровом Краснодарского края через остров Тузла и обеспечит бесперебойное транспортное сообщение Крыма с материковой частью России. Будет состоять из параллельно расположенных автомобильной и железнодорожной трасс.

История

Железнодорожный мост через Керченский пролив впервые был построен во время Великой Отечественной войны. Осенью 1944 г. его за 150 дней возвели советские военные инженеры. Он соединил краснодарский берег в районе косы Чушка с крымским побережьем в районе пос. Жуковка. Мост длиной 4,5 км и шириной 22 м состоял из 115 пролетов и устройства для пропуска судов. Просуществовал он всего несколько месяцев – 18 февраля 1945 г. мощным ледоходом из Азовского моря сооружение было разрушено. Мост решено было не восстанавливать. Вместо него 22 сентября 1954 г. через Керченский пролив начала действовать паромная переправа (порт “Кавказ” – порт “Крым”).

С конца 1990-х гг. идея строительства совмещенного автомобильно-железнодорожного моста через пролив активно обсуждалась российскими и украинскими властями. 21 апреля 2010 г. в Харькове президенты РФ и Украины Дмитрий Медведев и Виктор Янукович договорились о его строительстве. 17 декабря 2013 г. в Москве на заседании российско-украинской межгосударственной комиссии под председательством глав государств Владимира Путина и Виктора Януковича было подписано межправительственное соглашение о совместных действиях по организации строительства транспортного перехода. 31 января 2014 г. утверждено задание на разработку технико-экономического обоснования проекта.

В феврале 2014 г., после насильственной смены власти на Украине, переговоры по строительству моста были прекращены. В марте того же года Крым воссоединился с Россией. Основным транспортным коридором, связывающим полуостров с материковой частью России, стала Керченская паромная переправа.

19 марта 2014 г. президент РФ Владимир Путин поставил перед Министерством транспорта задачу построить через Керченский пролив мост в двух вариантах – автомобильном и железнодорожном. Было подготовлено несколько вариантов прокладки моста. Оптимальным был признан проект, предусматривающий строительство не в самом узком участке пролива, как мост 1944 года постройки, а южнее, от Таманского полуострова к Керчи через остров Тузла.

В августе 2014 г. президент РФ Владимир Путин утвердил вариант строительства, включающий мостовой переход с четырьмя полосами движения автотранспорта и двумя электрифицированными железнодорожными путями.

Заказчик и генподрядчик проекта

В январе 2015 г. концепция транспортного перехода через Керченский пролив была детально проработана. Заказчиком проекта определено федеральное казенное учреждение “Управление федеральных автомобильных дорог “Тамань” Федерального дорожного агентства. В соответствии с распоряжением правительства РФ от 30 января 2015 г., генеральным подрядчиком работ по строительству транспортного перехода стало ООО “Стройгазмонтаж” (входит в Группу компаний СГМ Аркадия Ротенберга, ведущую строительство в нефтегазовом, транспортном и морском секторах российской экономики).

17 февраля 2015 г. Управление федеральных автомобильных дорог “Тамань” подписало с ООО “Стройгазмонтаж” госконтракт на строительство и проектирование транспортного перехода. В свою очередь “Стройгазмонтаж” в апреле того же года заключило с ЗАО “Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург” договор на проектирование моста. Управление проектом строительства моста осуществляет ООО “Стройгазмонтаж-Мост” (“СГМ-Мост”).

Субподрядчики

ООО “СГМ-Мост” привлекло к выполнению основных строительно-монтажных работ компании из разных регионов России. В основном, это предприятия, располагающие собственными производственными силами и имеющие опыт успешной реализации инфраструктурных проектов (БАМ, подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке, Универсиаде в Казани, Олимпиаде в Сочи).

В конце марта 2015 г. стало известно, что субподрядчиком проекта стало ПАО “Мостотрест” – контракт с ним заключило ООО “СГМ-Мост”. Специалистам “Мостотреста” предстоит установить большую часть опор и осуществить монтаж пролетных строений на всей протяженности автомобильного и железнодорожного мостов. Общая стоимость работ по контракту составляет 96,9 млрд руб.

Субподряды на строительство Керченского моста получили также Санкт-Петербургские компании “Мостоотряд №75” и “Карст” и предприятия из других российских регионов: филиал предприятия “Мостдорстрой”, компания “ПортГидроСтрой”, “КраснодарГазСтрой”, “КБК-Групп”, “Фирма ДЕКО”, “ГидроПромСтрой”.

Технические характеристики

  • Общая длина моста составит 19 км, он станет самым протяженным в России;
  • автомобильная трасса будет иметь 4 полосы движения (по две в каждом направлении) общей пропускной способностью до 40 тыс. автомобилей в сутки;
  • расчетная скорость движения по автомобильной трассе – до 120 км/ч;
  • 2 железнодорожных пути с пропускной способностью до 47 пар поездов в сутки;
  • расчетная скорость движения пассажирских поездов – 120 км/ч, грузовых – 80 км/ч;
  • для судоходства предусмотрены арочные пролеты высотой 35 м.

Проект транспортного перехода также предполагает создание железнодорожной и автомобильной инфраструктуры со стороны Таманского полуострова и в районе Керчи.

Финансирование

Сметная стоимость проекта утверждена в феврале 2016 г. в размере 211,9 млрд руб. (в ценах четвертого квартала 2015 г.). Строительство будет вестись только за счет средств федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы “Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 г.”.

Строительство моста

К концу 2015 г. по обе стороны Керченского пролива была создана необходимая для строительства инфраструктура, организованы стройплощадки. Для обеспечения транспортной связи с морскими участками создаются временные рабочие мосты, с них будут выполняться технологические работы в акватории пролива. В октябре 2015 г. первый рабочий мост длиной 1,2 км соединил Таманский полуостров и остров Тузла. Еще два (протяженностью 1,8 и 2 км) будут готовы к лету 2016 г., их прокладывают навстречу друг другу со стороны Керчи и острова Тузла.

18 февраля 2016 г. проектная документация транспортного перехода через Керченский пролив получила положительное заключение Главного управления государственной экспертизы. В марте текущего года строители начали создание свайных фундаментов опор Керченского моста (всего будет 559 опор, для чего установят 5,5 тыс. свай.). В настоящее время в строительстве задействованы более 1,5 тыс. рабочих различных специальностей. Когда начнется возведение основных конструкций моста, в одну смену будут работать до 3,5 тыс. человек.

18 марта 2016 г. президент РФ Владимир Путин проинспектировал строительство моста через Керченский пролив.

Все строительные работы планируется завершить в декабре 2018 г., тогда же по мосту будет открыто движение в рабочем режиме. В 2019 г., после завершения всех пуско-наладочных работ и благоустройства территории, он должен быть введен в эксплуатацию.

Источник:

ТАСС:
http://tass.ru/info/3227298